RSS

Народная дружина района Выхино-Жулебино


                   

Идея привлечения населения к решению задач охраны правопорядка в нашей стране не является изобретением советского периода. Еще в 1913 году в царской России "чинам полиции" была направлена "Инструкция для организации народной дружины", впервые определившая основные принципы добровольности вступления в ряды Дружины, подчиненности ее органам государственной власти. После Октябрьской революции, когда основные государственные институты были разрушены, а на становление новых, "советских", требовалось много времени и усилий, некоторые функции государства по охране правопорядка и борьбе с преступностью были возложены на всевозможные рабоче-крестьянские вооруженные формирования (продотряды, комбеды, части особого назначения (ЧОН) и т.д.). В начале 30-х годов последние "революционные" вооруженные формирования граждан были упразднены.
Для привлечения граждан к оказанию содействия органам охраны правопорядка было создано добровольное общество содействию милиции ОСОДМИЛ. В 1932 году предпринимается попытка возложить руководство деятельностью ОСОДМИЛ на органы милиции, а сама организация преобразована в БРИГАДМИЛ - бригады содействия милиции. В 1940 году в составе этих бригад насчитывалось более 400 тысяч человек. В 1958 году по инициативе трудящихся Ленинграда была создана новая форма - добровольная народная дружина (ДНД). К 1985 году в СССР функционировало 282 тыс. дружин, объединявших в своих рядах более 13 млн. добровольцев. До конца 50-х годов в законодательстве отсутствовала строгая правовая регламентация участия населения в охране правопорядка. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 2 марта 1959 года № 218 "Об участии трудящихся в охране общественного порядка" было утверждено Примерное положение "О добровольных народных дружинах". В 1974 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об основных обязанностях и правах ДНД по охране общественного порядка", действовавший в течение последующих 20-ти лет.
В 1992 году Правительство РФ и местные органы власти пытаются возродить общественные формирования по охране правопорядка. В это же время выходит распоряжение мэра Москвы Ю.Лужкова "О реорганизации деятельности и структуры народных дружин г.Москвы", а в 1993 году - Постановление Правительства Москвы "О Московской городской народной дружине", утвердившее Временное положение о Московской городской народной дружине. В ноябре 1995 года Мосгордумой был принят во втором чтении проект Закона "О Московской народной дружине". Законопроект наделял дружинников не только правами сотрудников спецслужб, например, получать у граждан и должностных лиц необходимые объяснения, применять физическую силу, проверять документы и проводить досмотры личного имущества, но и льготы на уровне сотрудников правительства Москвы, оплачиваемый отпуск, статус госслужащего, надбавки к зарплате. Опыт работы Московской городской народной дружины показывает, что привлечение добровольцев к обеспечению порядка на улицах города - действительно реальный механизм повышения эффективности работы столичных правоохранительных органов. Основное направление работы народных дружин - правоохранительная деятельность и поддержание общественного порядка. НД р-на Выхино-Жулебино является структурным подразделением Московской городской народной дружины (МГНД) Правовую основу деятельности НД района Кузьминки и Московской городской народной дружины в целом составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты Московской городской Думы, Правительства Москвы, местных органов исполнительной власти, изданные в пределах их полномочий.

В народную дружину г. Москвы принимаются на добровольной основе граждане России, достигшие 18-летнего возраста, способные по своим деловым и моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять поставленные перед дружиной задачи. Прием в народную дружину производится в индивидуальном порядке на основании личного заявления вступающего. Решение о приеме в дружину принимает штаб дружины. Вступившему в народную дружину вручается удостоверение дружинника установленного образца, другая символика и атрибутика дружины.

Не могут быть приняты в народную дружину граждане, имеющие либо имевшие судимость за совершение умышленного преступления. Для желающих вступить в ряды НД г.Москвы установлен кандидатский срок в 1 месяц, после прохождения которого выдается удостоверение МГНД и предоставляется право бесплатного проезда по городу Москве. Обязательным условием для вступления в НД является постоянная работа по поддержанию общественного порядка в г. Москве.

Адрес штаба: г. Москва, ул. Самаркандский б-рквартал 137А корп.5 тел. 8 903 707 40 91. Начальник штаба НД р-на ВЫХИНО – ЖУЛЕБИНО Устров Алексей Борисович .




Аттестация народных дружинников района Выхино-Жулебино


В соответствии с Регламентом взаимодействия подразделений ГУ МВД России по г. Москве со штабами народных дружин по ООП, предупреждению и пресечению правонарушений 22 октября с.г. проводилась плановая ежегодная аттестация народных дружинников района Выхино-Жулебино. На аттестации присутствовали представители управы района, ОМВД и аттестационная комиссия НД ЮВАО. Данная аттестация проходила в виде расширенного собрании с участием 115 народных дружинников, в котором были даны оценки работы народной дружины района в целом и каждого народного дружинника.

За наиболее активное участие в работе народной дружины по охране общественного порядка поощрены благодарственным письмами от управы Выхино-Жулебино - 20 чел.

В настоящее время численность НД нашего района составляет 120 человек, стажируются еще 5 человек. В составе нашей дружины граждане различного возраста и рода трудовой деятельности, из них 54 - женщин, 66 - мужчин.

Выполняя возложенные на нее задачи, народная дружина района Выхино-Жулебино во взаимодействии с правоохранительными органами участвует в охране общественного порядка посредством ежедневного патрулирования вблизи станции метро, на улицах и в парках, принимает участия в работе ПДН по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних, совместно с работниками УФСИН участвует в профилактической работе с условно-осужденными гражданами, принимает участие в проверочных мероприятиях по соблюдению миграционного режима по линии УФМС, а также задействуется в обеспечении общественного порядка при проведении культурно-массовых, спортивных, политических и иных публичных мероприятий.
Так, за 8 месяцев с.г. народными дружинниками района осуществлено всего 3257 выходов на дежурство по ООП. Ежедневный выход составляет в среднем 12 человек.

Наиболее массово НД задействована в таких значимых мероприятиях, как в «День Саранской Улицы» - 20 чел., «День знаний» - 23 чел, празднования «Дня города» - 35 чел., «Русском марше» -45 чел., и т.д.

За отчетный период в состав дружины принято 5 человек, а по причинам невыполнение нормы выхода, отказ от участия в работе дружины, систематические нарушения служебной дисциплины и т.д. исключен из рядов НД 11 человек.

Начальник штаба НД района Выхино-Жулебино - Устров Алексей Борисович. 




Положение о Московской городской народной дружине

Приложение к постановлению Правительства Москвы от 14 января 2003 г. № 14-ПП

Статья 1. Общие положения

1.1. Московская городская народная дружина (МГНД) - государственно-общественное объединение, созданное в целях оказания населением города Москвы содействия органам государственной власти города Москвы, органам местного самоуправления и правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка, и представляет собой единую общегородскую систему формирований жителей Москвы, объединенных под руководством уполномоченного государственного учреждения - Московского городского штаба народной дружины (МГШ НД).
1.2. В своей деятельности Московская городская народная дружина руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 28.03.2001 N 9 "Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка", Законом города Москвы от 26.06.2002 N 36 "О Московской городской народной дружине", другими нормативными правовыми актами города Москвы.
1.3. Деятельность Московской городской народной дружины основывается на принципах законности, гуманизма, добровольности, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
1.4. Московская городская народная дружина создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством Москвы.
1.5. Общее руководство Московской городской народной дружиной осуществляет Мэр Москвы или по его поручению один из заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы.
1.6. Координацию и контроль деятельности Московской городской народной дружины по вопросу поддержания общественного порядка осуществляет Управление по работе с органами обеспечения безопасности Правительства Москвы.

Статья 2. Основные задачи, функции и формы деятельности Московской городской народной дружины

2.1. Основными задачами Московской городской народной дружины являются:
а) содействие органам государственной власти города Москвы, органам местного самоуправления и правоохранительным органам в их деятельности по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений;
б) участие в мероприятиях по обеспечению безопасности населения и охране общественного порядка при возникновении стихийных бедствий, катастроф, аварий, эпидемий, иных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
в) распространение правовых знаний, разъяснение населению и гостям Москвы норм поведения в общественных местах.
2.2. Выполняя возложенные на нее задачи, Московская городская народная дружина:
а) участвует в охране общественного порядка, оказывает содействие правоохранительным органам в предупреждении и пресечении правонарушений;
б) оказывает содействие правоохранительным органам в их деятельности по пресечению, раскрытию и расследованию преступлений;
в) участвует в работе антитеррористических комиссий территориальных органов исполнительной власти города по обеспечению безопасности в жилом секторе;
г) участвует в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
д) принимает участие в работе по предупреждению и пресечению детской беспризорности и безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних, в индивидуальной профилактической работе с родителями или законными представителями несовершеннолетних, допускающих правонарушения;
е) участвует в обеспечении безопасности дорожного движения транспорта и пешеходов, предупреждении дорожно-транспортных происшествий;
ж) оказывает помощь государственным и правоохранительным органам в обеспечении безопасности населения и охране общественного порядка при возникновении стихийных бедствий, эпидемий, аварий, техногенных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;
з) обобщает и анализирует полученную информацию о состоянии правопорядка, доводит ее до сведения органов государственной власти и правопорядка, вносит предложения по укреплению правопорядка, устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
2.3. Основными формами деятельности Московской городской народной дружины являются:
а) совместное патрулирование народных дружинников с сотрудниками органов внутренних дел на маршрутах в системе единой дислокации сил и средств в соответствии с утвержденными планами и графиками совместной работы;
б) дежурство народных дружинников при дежурных частях ОВД и медицинских вытрезвителях, на стационарных постах патрульно-постовой службы милиции и дорожно-патрульной службы ГИБДД, на общественных пунктах охраны порядка;
в) дежурство народных дружинников для оказания содействия органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан при проведении массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий;
г) участие в работе подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних и соответствующих комиссий органов местного самоуправления по выявлению семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; индивидуальная профилактическая работа с подростками, склонными к совершению противоправных действий;
д) участие народных дружинников в мероприятиях правоохранительных органов по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений;
е) использование средств массовой информации в целях пропаганды правовых знаний, профилактики правонарушений, формирования у населения уважительного отношения к закону.
В своей деятельности по оказанию помощи органам государственной власти, органам местного самоуправления и правоохранительным органам Московская городская народная дружина может применять иные формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации и города Москвы.
2.4. Московская городская народная дружина решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с администрациями и трудовыми коллективами организаций, органами территориального общественного самоуправления, общественными объединениями и жителями Москвы.

Статья 3. Структура и организация деятельности Московской городской народной дружины

3.1. Московская городская народная дружина строится в соответствии с территориальным делением города Москвы и состоит из Московского городского штаба народной дружины и подчиненных ему территориальных подразделений.
3.2. Территориальными подразделениями Московской городской народной дружины являются народные дружины районов и иных территориальных единиц города Москвы, которые объединяются в народные дружины административных округов.
3.3. Территориальные подразделения Московской городской народной дружины создаются, реорганизуются и упраздняются Московским городским штабом народной дружины по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти города Москвы.
В случае когда в деятельности территориального подразделения народной дружины установлены грубые нарушения действующего законодательства, а также настоящего Положения, она может быть приостановлена решением Московского городского штаба народной дружины по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти до устранения выявленных нарушений.
3.4. В Московской городской народной дружине запрещается создание и деятельность структур политических партий или движений, а равно деятельность Московской городской народной дружины и ее структурных подразделений в интересах отдельных политических партий и движений.
3.5. В целях более широкого привлечения жителей Москвы к участию в охране общественного порядка, повышения эффективности управления народными дружинами районов и иных территориальных единиц города Москвы в организациях, расположенных на соответствующей территории, при территориальных органах общественного самоуправления, на общественных пунктах охраны порядка и других постоянных объектах дежурств народной дружины могут создаваться отряды народной дружины, которые входят в состав соответствующих народных дружин районов и иных территориальных единиц города Москвы. Порядок создания и организация деятельности отрядов народных дружин устанавливаются Московским городским штабом народной дружины.
3.6. Для оказания содействия правоохранительным органам в борьбе с отдельными видами правонарушений, обеспечении общественного порядка на массовых мероприятиях в составе Московской городской народной дружины могут создаваться специализированные народные дружины (оперативные отряды). Порядок их создания и организация деятельности определяются Московским городским штабом народной дружины.
3.7. Непосредственное руководство деятельностью Московской городской народной дружины осуществляет Московский городской штаб народной дружины. Московский городской штаб народной дружины возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от нее распоряжением Мэра Москвы по представлению начальника Управления по работе с органами обеспечения безопасности Правительства Москвы. Начальник Московского городского штаба народной дружины осуществляет руководство деятельностью Московской городской народной дружины на основе единоначалия.
3.8. Общее руководство деятельностью народной дружины административного округа, района, иной территориальной единицы города Москвы и координация с территориальными органами внутренних дел, а также оказание помощи в материально-техническом обеспечении деятельности, поощрение наиболее отличившихся дружинников при охране общественного порядка осуществляет соответствующий руководитель территориального органа исполнительной власти города Москвы.
3.9. Непосредственное руководство деятельностью народной дружины административного округа, района, иной территориальной единицы города Москвы осуществляет на основе единоначалия начальник штаба народной дружины, который является работником Московского городского штаба народной дружины. Назначение на должность начальника штаба народной дружины административного округа, района, иной территориальной единицы города Москвы осуществляется начальником Московского городского штаба народной дружины по согласованию с руководителем соответствующего территориального органа исполнительной власти города Москвы.
3.10. Должностные обязанности, права и ответственность начальника штаба народной дружины административного округа, района, иной территориальной единицы города Москвы определяются должностными инструкциями, утверждаемыми начальником Московского городского штаба народной дружины.
3.11. В целях более эффективного решения наиболее важных вопросов по руководству народными дружинами административных округов, районов при начальнике штаба народной дружины административного округа, района создается коллегиальный совещательный орган - штаб народной дружины административного округа, района.
В состав штаба народной дружины административного округа, района могут входить начальники штабов народной дружины районов (работники Московского городского штаба народной дружины), командиры отрядов народной дружины, а также представители территориальных органов внутренних дел, аварийно-спасательных служб, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, территориальных органов общественного самоуправления и общественных объединений, наиболее опытные и авторитетные народные дружинники.
Решения штаба народной дружины административного округа, района оформляются распоряжениями начальника штаба, которые обязательны для выполнения всеми подразделениями народной дружины и народными дружинниками административного округа, района.

Статья 4. Взаимодействие Московской городской народной дружины с органами внутренних дел города Москвы

4.1. Московская городская народная дружина осуществляет свою деятельность в постоянном взаимодействии с Главным управлением внутренних дел города Москвы и его структурными подразделениями в обеспечении общественного порядка.
4.2. Главное управление внутренних дел города Москвы через подчиненные ему органы и подразделения:
а) обеспечивает повседневное взаимодействие с Московским городским штабом народной дружины, штабами территориальных подразделений народной дружины по вопросам поддержания общественного порядка, предупреждения и пресечения правонарушений, создает необходимые условия для активного участия народных дружин в охране общественного порядка;
б) совместно со штабами народных дружин определяет объекты дежурств, посты и маршруты патрулирования народных дружинников, осуществляет календарное планирование дежурств дружинников в системе единой дислокации сил и средств милиции, обеспечивает учет выходов на дежурство, оказывает штабам народных дружин содействие в контроле за выполнением планов и графиков дежурств дружинников;
в) принимает участие в организации и проведении правового и специального обучения народных дружинников формам и методам предупреждения и пресечения правонарушений;
г) проводит инструктажи народных дружинников, заступающих на дежурство, ознакомление их с оперативной обстановкой, направляет их на объекты, посты и маршруты патрулирования в соответствии с единой дислокацией, обеспечивает участие работников милиции в качестве руководителей нарядов при совместном патрулировании;
д) разрабатывает и направляет в штабы народных дружин расчеты сил народных дружин для обеспечения общественного порядка на массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятиях, обеспечивает непосредственное руководство нарядами дружинников на указанных мероприятиях;
е) участвует в работе штабов народных дружин, проведении аттестации народных дружинников;
ж) предоставляет штабам народных дружин информацию, необходимую для обеспечения эффективного участия народных дружин в охране общественного порядка;
з) выделяет Московскому городскому штабу народной дружины для содействия в организации его работы по обеспечению общественного порядка служебный автотранспорт, при необходимости предоставляет территориальным подразделениям народной дружины на период дежурства автотранспорт и средства радиосвязи;
и) обеспечивает штабы народных дружин специальной литературой и методическими пособиями, необходимыми для правового и специального обучения дружинников;
к) поощряет в пределах своих полномочий народных дружинников, наиболее отличившихся в охране общественного порядка;
л) предоставляет отрядам народной дружины на общественных пунктах охраны порядка необходимые помещения, средства телефонной связи.

Статья 5. Прием в Московскую городскую народную дружину и отчисление из ее состава. Аттестация дружинников

5.1. В Московскую городскую народную дружину принимаются в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, проживающие в городе Москве, добровольно изъявившие желание участвовать в деятельности народной дружины, способные по своим моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять обязанности народного дружинника.
5.2. В Московской городской народной дружине не могут состоять граждане:
а) имеющие судимость;
б) состоящие на учете в медицинских учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании (токсикомании) или алкоголизма, а также других заболеваний и их последствий;
в) признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
г) имеющие административные взыскания за правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления.
5.3. Гражданин, изъявивший желание быть принятым в народную дружину, представляет в штаб народной дружины административного округа (района) паспорт гражданина Российской Федерации, личное письменное заявление, заполняет необходимые учетные документы по установленной форме.
5.4. Заявление гражданина о приеме его в народную дружину в месячный срок рассматривается штабом народной дружины административного округа, который устанавливает гражданину испытательный срок продолжительностью до трех месяцев.
В период прохождения испытательного срока кандидат в народную дружину проходит правовую и специальную подготовку по установленной программе, принимает участие в отдельных мероприятиях по охране общественного порядка.
5.5. Органы и организации, на которые действующим законодательством возложено установление обстоятельств, указанных в п. 5.2 настоящего Положения, обязаны устанавливать наличие или отсутствие этих обстоятельств и безвозмездно (бесплатно) предоставлять соответствующую информацию по запросам Московского городского штаба народной дружины или штабов народных дружин административных округов.
5.6. В целях повышения эффективности работы Московской городской народной дружины, обеспечения контроля за подготовкой дружинников и выполнением ими своих обязанностей в Московской городской народной дружине ежегодно проводится аттестация народных дружинников. Порядок и сроки проведения аттестации определяются Московским городским штабом народной дружины.
5.7. Гражданин может быть отчислен из Московской городской народной дружины по следующим основаниям:
а) личное заявление;
б) при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 5.2 настоящего Положения;
в) в случае систематического невыполнения обязанностей народного дружинника;
г) в случае грубого нарушения законности, дисциплины или необоснованного применения физической силы при исполнении обязанностей по охране общественного порядка.
5.8. Гражданину, принятому в Московскую городскую народную дружину, выдается удостоверение дружинника установленного образца, подтверждающее его правовой статус.
Оформление и выдачу удостоверений дружинника, централизованный учет дружинников Московской городской народной дружины осуществляет Московский городской штаб народной дружины.
Бланки удостоверений дружинника являются документами строгой отчетности. Удостоверение дружинника выдается на текущий календарный год.
Удостоверение дружинника подлежит изъятию у гражданина в случае его выбытия (отчисления) из Московской городской народной дружины.
Образцы бланков удостоверений дружинника, порядок их оформления, выдачи и изъятия определяются Московским городским штабом народной дружины.

Статья 6. Обязанности, права и ответственность народных дружинников

6.1. Народный дружинник, участвуя в обеспечении общественного порядка, обязан:
а) соблюдать требования законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, проявлять корректность и выдержку при обращении к гражданам, не совершать действий, унижающих честь и достоинство человека и гражданина;
б) оказывать в пределах предоставленных ему полномочий представителям органов государственной власти и органов местного самоуправления города Москвы, правоохранительных органов в случае их обращения содействие в выполнении ими функций по охране общественного порядка, предупреждению или пресечению правонарушений;
в) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от правонарушений или от несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
г) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений, охране места происшествия и сообщать о выявленных правонарушениях в органы внутренних дел;
д) разъяснять гражданам, в том числе правонарушителям, причины и основания применяемых к ним в целях охраны общественного порядка мер по временному ограничению их прав и свобод и возникающее в связи с этим у граждан право на обжалование этих действий;
е) не разглашать оперативную и иную конфиденциальную информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую ему известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если иное не установлено законодательством;
ж) соблюдать установленные в народной дружине дисциплину и нормы выходов на дежурства, выполнять распоряжения и указания руководителей народной дружины, а при нахождении на дежурстве - старшего наряда дружинников;
з) иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также нарукавную повязку или отличительный нагрудный знак дружинника. При обращении к гражданам или должностным лицам народный дружинник обязан представиться и предъявить удостоверение народного дружинника;
и) постоянно совершенствовать свои правовые знания, овладевать навыками оказания доврачебной помощи, изучать формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, повышать уровень своей специальной и физической подготовки.
6.2. Принимая совместно с сотрудниками правоохранительных органов участие в обеспечении общественного порядка, народные дружинники обязаны выполнять их законные распоряжения.
6.3. Народные дружинники выполняют возложенные на них обязанности в свободное от основной работы время на безвозмездной основе.
6.4. Народный дружинник при исполнении им обязанностей по участию в обеспечении общественного порядка имеет право:
а) требовать от граждан соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушений;
б) оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в проверке у граждан документов, удостоверяющих их личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;
в) оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в доставлении в органы внутренних дел, общественные пункты охраны порядка лиц, совершивших правонарушения, либо в целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия. При активном неповиновении или сопротивлении правонарушителей применять к ним физическую силу в пределах права на необходимую оборону;
г) оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в изъятии орудий совершения правонарушений или иных предметов, осуществляемом в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;
д) участвовать по решению уполномоченных органов государственной власти (должностных лиц) в оцеплении (блокировании) участков местности, осуществлении пропускного режима при действиях по охране общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, проведении карантинных мероприятий, проведении массовых мероприятий;
е) использовать транспортные средства организаций, независимо от их форм собственности, общественных объединений или граждан (кроме средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения) для транспортировки в лечебные учреждения граждан, пострадавших от несчастных случаев или преступлений и нуждающихся в связи с этим в срочной медицинской помощи;
ж) пользоваться безвозмездно в случаях, не терпящих отлагательства, для связи с органом внутренних дел или штабом народной дружины телефонами, принадлежащими организациям независимо от их форм собственности.
6.5 Утратил силу. - Постановление Правительства Москвы от 31.05.2005 N 380-ПП.
6.6. Лицо, полагающее, что действия народного дружинника привели к неправомерному ограничению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в соответствующем органе исполнительной власти, штабе народной дружины или в суде.
Вред, причиненный физическим или юридическим лицам противоправными действиями народных дружинников, находившихся при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, подлежит возмещению по решению суда из средств, выделяемых на содержание Московской городской народной дружины и ее территориальных подразделений, в порядке, определяемом Правительством Москвы, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
6.7. Народные дружинники Московской городской народной дружины имеют право на бесплатный проезд всеми видами городского общественного транспорта (кроме такси) в пределах города Москвы в соответствии с порядком, установленным Правительством Москвы.
(п. 6.7 введен постановлением Правительства Москвы от 15.11.2005 N 891-ПП)

Статья 7. Гарантии правовой и социальной защиты народных дружинников

7.1. Народный дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей по охране общественного порядка находится под защитой государства. Его законные требования о прекращении правонарушений обязательны для исполнения всеми гражданами.
7.2. Народный дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей по охране общественного порядка руководствуется только законом и не может быть ограничен требованиями уставов и иными решениями политических партий, общественных объединений и движений.
7.3. Никто не вправе вмешиваться в законные действия народного дружинника, кроме лиц, уполномоченных на это законом. Никто не имеет право принуждать народного дружинника исполнять обязанности, которые не возложены на него Законом города Москвы от 26.06.2002 N 36 "О Московской городской народной дружине" и настоящим Положением. При получении указаний, противоречащих Закону, народный дружинник обязан руководствоваться Законом.
7.4. Воспрепятствование законной деятельности народного дружинника, неисполнение его законных требований, а равно насилие в отношении дружинника или угроза его применения, посягательство на его жизнь, здоровье, честь и достоинство в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.5. В случае утраты профессиональной трудоспособности народного дружинника, наступившей вследствие ранения, увечья, контузии, травмы или иного повреждения здоровья, полученных в связи с его действиями по обеспечению общественного порядка, ему назначается пенсия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7.6. Меры и порядок реализации социальной защиты народных дружинников определяются Правительством Москвы.
7.7. Работникам организаций, членам общественных объединений или гражданам, принимающим участие в охране общественного порядка на основании Закона города Москвы от 28.03.2001 N 9 "Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка", но не являющимся членами Московской городской народной дружины, запрещено выдавать себя за народных дружинников.

Статья 8. Меры поощрения и взыскания

8.1. К народным дружинникам, добросовестно и с инициативой выполняющим свои обязанности, Московский городской штаб народной дружины, штабы народных дружин территориальных единиц города Москвы могут применять следующие меры поощрения:
а) объявление благодарности;
б) награждение Почетной грамотой;
в) награждение нагрудным знаком "Отличник Московской городской народной дружины".
8.2. По ходатайству Московского городского штаба народной дружины, штабов народных дружин территориальных единиц города Москвы органы государственной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, руководители организаций по основному месту работы дружинника могут применять к народным дружинникам следующие меры поощрения:
а) награждение ценным подарком или денежной премией;
б) награждение Почетной грамотой;
в) предоставление очередного отпуска в удобное для народного дружинника время;
г) предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска сроком до трех дней в календарном году;
д) предоставление бесплатной или льготной путевки для лечения или отдыха.
8.3. Органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, руководители организаций, органы территориального общественного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать иные формы поощрения дружинников исходя из имеющихся у них возможностей.
8.4. Положение о нагрудном знаке "Отличник Московской городской народной дружины", его описание и порядок награждения утверждается Правительством Москвы.
8.5. Органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, Московский городской штаб народной дружины могут применять меры морального и материального поощрения и к руководителям организаций, оказывающим содействие в деятельности Московской городской народной дружины.
8.6. За особые заслуги в деле охраны общественного порядка, проявленные при этом мужество и героизм народные дружинники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации и наградами города Москвы.
8.7. К народным дружинникам, недобросовестно относящимся к исполнению своих обязанностей, допустившим нарушения дисциплины и действующего законодательства, утратившим удостоверение дружинника, соответствующими должностными лицами Московского городского штаба народной дружины могут применяться следующие виды взысканий:
а) замечание;
б) выговор;
в) отчисление из Московской городской народной дружины.
8.8. Полномочия должностных лиц Московской городской народной дружины по поощрению или наложению взысканий на дружинников и порядок применения определяются Московским городским штабом народной дружины.




Постановление Правительства Москвы № 1090-ПП от 30 декабря 2003 года Об утверждении положения о Московском городском штабе народной дружины

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МОСКОВСКОМ ГОРОДСКОМ ШТАБЕ НАРОДНОЙ ДРУЖИНЫ»


(в ред. постановления Правительства Москвы от 25.07.2006 N 559-ПП)

В целях приведения нормативных правовых актов Правительства Москвы в соответствие с Законами города Москвы от 26 июня 2002 года N 36 "О Московской городской народной дружине", от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", повышения эффективности работы Московской городской народной дружины по оказанию содействия органам государственной власти, органам местного самоуправления, правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка и борьбе с правонарушениями Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Положение о Московском городском штабе народной дружины (приложение).
2. Считать утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Москвы от 31 августа 1999 года N 817 "Об утверждении Положения о Московском городском штабе народной дружины".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

И.о. Мэра Москвы
В.П. Шанцев


Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 30 декабря 2003 г. N 1090-ПП

ПОЛОЖЕНИЕ
О МОСКОВСКОМ ГОРОДСКОМ ШТАБЕ НАРОДНОЙ ДРУЖИНЫ

(в ред. постановления Правительства Москвы
от 25.07.2006 N 559-ПП)

1. Общие положения

1.1. Государственное учреждение Московский городской штаб народной дружины (далее - Московский городской штаб народной дружины) учреждается Правительством Москвы. Московский городской штаб народной дружины по поручению Правительства Москвы осуществляет государственное управление деятельностью государственно-общественного объединения "Московская городская народная дружина" (далее - Московская городская народная дружина) как единой общегородской системы формирований граждан, оказывающих содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления и правоохранительным органам города Москвы в обеспечении общественного порядка.
Сокращенное наименование Московского городского штаба народной дружины - МГШНД, местонахождение - город Москва.
(п. 1.1 в ред. постановления Правительства Москвы от 25.07.2006 N 559-ПП)
1.2. Московский городской штаб народной дружины является правопреемником государственного учреждения "Московская городская народная дружина", образованного постановлением Правительства Москвы от 9 марта 1993 года N 207 "О Московской городской народной дружине".
1.3. Московский городской штаб народной дружины в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 26 июня 2002 года N 36 "О Московской городской народной дружине", законодательными и иными нормативными правовыми актами города Москвы, а также настоящим Положением.
1.4. Московский городской штаб народной дружины является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, смету доходов и расходов, лицевой счет в Московском городском казначействе, печать с изображением памятника Юрию Долгорукому, иные печати, бланки и штампы со своими символикой и наименованием, а также другие официальные атрибуты, необходимые для выполнения возложенных на него задач.
(в ред. постановления Правительства Москвы от 25.07.2006 N 559-ПП)
Московский городской штаб народной дружины от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, исполняет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.5. Финансирование Московского городского штаба народной дружины осуществляется из бюджета города Москвы.

2. Основные задачи и функции

2.1. Основными задачами Московского городского штаба народной дружины являются:
- организация привлечения совместно с окружными и районными штабами жителей Москвы к оказанию содействия органам государственной власти, органам местного самоуправления и правоохранительным органам города в обеспечении общественного порядка в Москве;
- организация взаимодействия Московской городской народной дружины с органами государственной власти, органами местного самоуправления и правоохранительными органами города Москвы по вопросам оказания содействия в обеспечении общественного порядка, предупреждения и пресечения правонарушений;
- обеспечение участия Московской городской народной дружины в мероприятиях по обеспечению безопасности населения и охране общественного порядка при возникновении стихийных бедствий, катастроф, аварий, эпидемий, иных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
- привлечение Московской городской народной дружины к распространению правовых знаний, разъяснению населению и гостям Москвы норм поведения в общественных местах.
2.2. Московский городской штаб народной дружины в соответствии с возложенными на него задачами:
- осуществляет перспективное и текущее планирование работы, организует деятельность Московской городской народной дружины в соответствии с действующим законодательством, федеральными и городскими программами по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью, решениями органов государственной власти города Москвы, обеспечивает готовность структурных подразделений Московской городской народной дружины к выполнению стоящих перед ними задач;
- организует непосредственное руководство работой Московской городской народной дружины по оказанию содействия подразделениям и службам милиции общественной безопасности Главного управления внутренних дел г. Москвы (ГУВД г. Москвы). Осуществляет закрепление подразделений народной дружины за территориальными органами внутренних дел, общественными пунктами охраны порядка, объектами и маршрутами, обеспечивает выполнение утвержденных в установленном порядке планов и расчетов использования сил дружины на массовых мероприятиях, составляет и согласовывает с органами внутренних дел графики дежурств дружинников и контролирует их выполнение;
- организует работу Московской городской народной дружины по оказанию содействия подразделениям службы криминальной милиции ГУВД г. Москвы, оперативным службам других правоохранительных органов по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в соответствии с их оперативными планами;
- организует участие Московской городской народной дружины в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоохранительных органов города по предупреждению и пресечению детской беспризорности и безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних;
- обеспечивает участие Московской городской народной дружины в мероприятиях по обеспечению безопасности населения и охране общественного порядка при возникновении стихийных бедствий, катастроф, аварий, эпидемий, иных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
- организует совместно с окружными и районными штабами отбор кандидатов в народные дружинники, контролирует прохождение ими испытательного срока, правовой и специальной подготовки, осуществляет прием в Московскую городскую народную дружину и отчисление из ее состава, оформление и выдачу удостоверений народного дружинника, ведет централизованный учет дружинников;
- обеспечивает строгое соблюдение законности в деятельности Московской городской народной дружины, проведение воспитательной работы с народными дружинниками, организует и проводит правовое и специальное обучение народных дружинников, а также переподготовку работников МГШНД по программам, согласованным с соответствующими государственными органами;
- ведет учет результатов деятельности Московской городской народной дружины, обобщает и анализирует сведения о работе ее подразделений, обеспечивает распространение наиболее эффективных форм и методов работы народных дружинников;
- информирует о своей деятельности общественность, пропагандирует деятельность Московской городской народной дружины в средствах массовой информации, осуществляет межрегиональные связи по распространению опыта организации и деятельности народных дружин, участвует в правовой пропаганде среди населения;
- ходатайствует перед органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными органами и руководителями организаций по основному месту работы дружинников о поощрении народных дружинников, отличившихся при исполнении обязанностей по обеспечению общественного порядка;
- рекомендует дружинников, проявивших себя в работе по обеспечению правопорядка, для прохождения службы в правоохранительных органах, внутренних войсках, а также для обучения в специальных юридических учебных заведениях;
- обобщает полученную в процессе деятельности Московской городской народной дружины информацию о состоянии общественного порядка в г. Москве, вносит в органы государственной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы предложения по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также по вопросам привлечения населения к участию в мероприятиях по обеспечению общественного порядка;
- принимает участие в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов города Москвы по вопросам своей компетенции;
- осуществляет в установленном порядке владение, пользование и распоряжение переданной в его оперативное управление собственностью города Москвы, финансово-хозяйственную деятельность по финансированию и материально-техническому обеспечению деятельности Московской городской народной дружины и ее структурных подразделений, приобретает в установленном порядке за счет выделяемых ему по смете бюджетных средств необходимый автотранспорт, предметы и оборудование материально-технического обеспечения народной дружины, обеспечивает материальное поощрение и соблюдение установленных законодательством социальных гарантий работников МГШНД и народных дружинников, ведение бухгалтерского учета и статистической отчетности, рациональное и эффективное использование денежных средств и материальных ресурсов, выделяемых на содержание Московской городской народной дружины;
- осуществляет на основе договоров разрешенную законодательством некоммерческую хозяйственную деятельность в сфере обеспечения правопорядка, предупреждения правонарушений и правовой пропаганды среди населения, доходы от которой учитываются на лицевом счете, открытом в Московском городском казначействе, и расходуются в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов на развитие материально-технической базы Московской городской народной дружины и материальное поощрение народных дружинников в порядке, определяемом начальником Московского городского штаба народной дружины;
- утверждает образцы форменной одежды, символики и атрибутики (по согласованию с Геральдической комиссией города Москвы), формы документации и отчетности Московского городского штаба народной дружины;
(дефис в ред. постановления Правительства Москвы от 25.07.2006 N 559-ПП)
- регулярно отчитывается о результатах деятельности Московского городского штаба народной дружины перед Правительством Москвы.

3. Организация и руководство

3.1. Общее руководство Московским городским штабом народной дружины осуществляет Мэр Москвы или по его поручению один из заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы.
3.2. Координацию и контроль деятельности Московского городского штаба народной дружины по вопросу поддержания общественного порядка осуществляет Управление по работе с органами обеспечения безопасности Правительства Москвы.
3.3. Структура Московского городского штаба народной дружины строится в соответствии с территориальным делением города Москвы и состоит из:
- функциональных отделов и подразделений;
- территориальных структурных подразделений - штабов народных дружин административных округов и районов.
3.4. Штатная численность Московского городского штаба народной дружины и фонд оплаты устанавливаются Мэром Москвы.
3.5. Московский городской штаб народной дружины возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Мэром Москвы по представлению начальника Управления по работе с органами обеспечения безопасности Правительства Москвы.
3.6. Начальник Московского городского штаба народной дружины:
- руководит деятельностью Московской городской народной дружины на основе единоначалия и несет перед Правительством Москвы персональную ответственность за выполнение возложенных на МГШНД задач;
- во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, администрациями и трудовыми коллективами организаций, общественными организациями создает в установленном порядке подразделения народных дружин;
- обеспечивает выполнение перспективных и текущих планов работы, осуществляет повседневное руководство Московским городским штабом народной дружины;
- в пределах выделенных бюджетных ассигнований и в соответствии с установленной штатной численностью, размерами должностных окладов утверждает штатное расписание аппарата управления Московского городского штаба народной дружины, вводит штатные должности и устанавливает систему оплаты труда вспомогательного персонала (рабочих);
- осуществляет прием и увольнение работников, назначает и освобождает от должности своих заместителей и других работников Московского городского штаба народной дружины, применяет к ним установленные законодательством меры поощрения и дисциплинарные взыскания, решает вопросы премирования, установления надбавок и доплат, выплаты компенсаций работникам в соответствии с действующими положениями;
- осуществляет по согласованию с соответствующим руководителем территориального органа исполнительной власти города Москвы назначение на должность начальника штаба народной дружины административного округа, района;
- утверждает положения и инструкции по направлениям работы Московской городской народной дружины, структурных подразделений Московского городского штаба народной дружины;
- утверждает положения о премировании работников Московского городского штаба народной дружины, установлении им надбавок и доплат, а также выплаты компенсаций;
- издает приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения всеми структурными подразделениями и работниками Московского городского штаба народной дружины и народными дружинниками;
- утверждает решения руководителей штабов народных дружин административных округов, районов, специализированных народных дружин о приеме в Московскую городскую народную дружину и отчислении из нее дружинников, подписывает удостоверения народного дружинника, применяет к народным дружинникам меры поощрения и взыскания;
- организует и проводит аттестацию работников МГШНД и народных дружинников в порядке, установленном действующим законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы;
- утверждает правила внутреннего трудового распорядка в Московском городском штабе народной дружины и обеспечивает их соблюдение;
- действует без доверенности от имени Московского городского штаба народной дружины, представляет его интересы в государственных органах и иных организациях;
- от имени Московского городского штаба народной дружины в установленном порядке распоряжается его имуществом и средствами, заключает договоры и соглашения, выдает доверенности;
- открывает и закрывает счета Московского городского штаба народной дружины в банковских учреждениях, совершает по ним операции, подписывает финансовые документы;
- утверждает сметы доходов и расходов МГШНД, обеспечивает соблюдение финансовой и хозяйственной дисциплины, защиту имущественных прав и интересов Московского городского штаба народной дружины;
(дефис в ред. постановления Правительства Москвы от 25.07.2006 N 559-ПП)
- делегирует определяемым им должностным лицам Московского городского штаба народной дружины часть своих полномочий.
3.7. По решению начальника Московского городского штаба народной дружины в структуре МГШНД могут формироваться внештатные подразделения, исполнение обязанностей и отдельных управленческих, вспомогательных функций может осуществляться внештатными работниками (дружинниками) на общественных началах, а также на договорной и иной возмездной основе.
3.8. На работников Московского городского штаба народной дружины распространяются в полном объеме трудовые и социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
3.9. Социально-бытовое и медицинское обеспечение работников Московского городского штаба народной дружины осуществляется в пределах выделяемых бюджетных ассигнований в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы.
3.10. Московский городской штаб народной дружины работает в тесном взаимодействии со структурными подразделениями Правительства Москвы, территориальными органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, заинтересованными организациями и общественными объединениями.
3.11. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Московского городского штаба народной дружины, эффективностью использования и сохранностью имущества, бюджетных и внебюджетных средств осуществляется уполномоченными финансовыми и налоговыми органами в пределах их компетенции, определенной действующим законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
3.12. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся постановлением Правительства Москвы.
3.13. Прекращение деятельности (ликвидация) и реорганизация Московского городского штаба народной дружины производятся по решению Правительства Москвы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для государственных учреждений.
3.14. В случае ликвидации Московского городского штаба народной дружины документы о его деятельности в установленном порядке передаются на хранение в Главное архивное управление города Москвы или определенный им орган.




История института Народной дружины

История создания первых народных дружин в России восходит к началу XX века. Еще в 1918-1922 гг. по инициативе самих граждан в крупных промышленных городах начали создаваться группы оказания помощи милиции в охране общественного порядка, носившие в то время различные наименования: в Сибири - "Дружины содействия милиции", в Петрограде - "Комиссия общественной помощи милиции" и т. д.
В середине 20-х годов движение граждан по охране правопорядка начинает упорядочиваться. При местных Советах были учреждены административные комиссии, в состав которых входили лица, изъявившие желание оказывать помощь в работе органов милиции. Эти комиссии проверяли и контролировали работу местных органов милиции, оказывали содействие в охране порядка.

В 1926 г. административные комиссии в ряде мест получили новое название: "Комиссия общественного порядка" (КОП). Расширились их права. В эти же годы во многих городах были созданы рабочие дружины, ударные бригады, отряды или инициативные группы по борьбе с хулиганством. Члены этих формирований специально обучались милицейскому делу.

В 1928 г. по инициативе рабочих Урала, Москвы, Ленинграда и других промышленных центров возникли добровольные общества содействия милиции (ОСОДМИЛ). Это была первая единая форма массового участия населения в охране общественного порядка. Добровольные общества направлялись местными органами власти и действовали совместно с аппаратом НКВД.

К январю 1930 г. СНК РСФСР принял постановление "Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска", где впервые вводился ряд правовых норм, относящихся к вопросам организации и деятельности добровольных обществ содействия милиции. В частности, в нем четко было определено, кто мог быть членом ОСОДМИЛа, порядок вступления в общество, задачи, выполняемые бойцами ОСОДМИЛа и т. д.

Осодмильцы при исполнении своих обязанностей пользовались правами должностных лиц, имели удостоверения и носили нагрудные знаки. В отдельных случаях членам общества органами милиции и уголовного розыска выдавалось оружие, которое подлежало сдаче по окончании операции. Бойцам ОСОДМИЛа предоставлялось также право составлять протоколы о нарушениях обязательных постановлений местных Советов.

Практика работы общества содействия органам милиции и уголовного розыска показала, что они представляли собой серьезную силу, способную оказать значительную помощь в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. ОСОДМИЛ во многих случаях являлся резервом для пополнения милиции хорошими, проверенными и достаточно подготовленными кадрами.

В связи с усилением централизации в руководстве органами охраны общественного порядка было признано необходимым приблизить деятельность Обществ содействия к конкретной практической работе милиции, организации их непосредственно при органах внутренних дел.

СНК РСФСР, постановлением от 29 апреля 1932 г., предложил совнаркомам автономных республик, краев и областным исполкомам реорганизовать общества содействия милиции и уголовного розыска в бригады содействия милиции (БСМ) и подчинил их последней.

В период Великой Отечественной войны бригады содействия милиции в сельской местности прифронтовых районов и на территории, освобожденной от немецко-фашистской оккупации, были реорганизованы в группы охраны общественного порядка (ГООП). Целью создания ГООП явилась борьба со шпионами, диверсантами в населенных пунктах, прилегающих к железнодорожным линиям, водным путям, шоссейным и грунтовым дорогам. Группы охраны получили больше самостоятельности в работе и прав по сравнению с бригадами содействия милиции.

Под руководством органов государственной безопасности и НКВД они сумели обеспечить надлежащий порядок в населенных пунктах в самый напряженный и ответственный период - в грозные годы Великой Отечественной войны.

После окончания войны в апреле 1946 г ГООП были расформированы, а их члены влились в бригады содействия милиции. В это же время был определен новый порядок организации БСМ, в соответствии с которым все руководство деятельностью бригад сосредоточивалось в низовом звене органов милиции. Следует отметить, что БСМ как форма привлечения граждан к охра не правопорядка просуществовала до конца 50-х годов.

К концу 1958 г. коллективы ряда передовых предприятий Ленинграда первыми в стране создали добровольные народные дружины по охране общественного порядка. Новое движение распространилось и на другие крупные промышленные центры. Опираясь на этот опыт ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1959 г. приняли постановление "Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране". Оно явилось основным политическим и юридическим документом, определившим задачи, полномочия и формы организации ДНД вплоть до середины 70-х годов.

Вскоре в союзных республиках были приняты соответствующие положения. В местности, Бюро ЦК КПСС по РСФСР и СМ РСФСР 30 марта приняли постановление "Об утверждении Положения о ДНД РСФСР по охране общественного порядка".

На протяжении 60-х годов движение ДНД принимает массовый характер. Так, например, в 1971 г. в стране насчитывалось около 173 тыс. дружин, объединяющих около 7 млн. человек. В эти годы дружины в значительной мере дополняли работу органов милиции, повышали ее эффективность в деле борьбы с преступлениями и правонарушениями. За активное участие в охране общественного порядка предусматривалось поощрение дружинников - объявление благодарности, вручение почетной грамоты, занесение на Доску почета, награждение денежными премиями и ценными подарками. Администрации предприятий и учреждений было разрешено предоставлять членам ДНД дополнительные оплачиваемые отпуска сроком до трех суток в год.

В это время дружины начинают подразделяться на два вида - территориальные и специализированные. Первые обычно комплектовались из представителей коллектива предприятия или учреждения и обслуживали определенную территорию. Основная форма их деятельности - охрана порядка в общественных местах. Вторые - вели борьбу главным образом с отдельными видами правонарушений и специализировались по линии ГАИ, УИМ, ОБХСС, УР, ИДН. К специализированным дружинам относились и оперативные отряды и комсомольские оперотряды.

20 мая 1974 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка" и указ ПВС СССР "Об основных Обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка", которые создали новую нормативно-правовую базу деятельности ДНД.

В соответствии с этим Совет Министров РСФСР, постановлением от 19 июля 1974 г., утвердил новое положение о добровольных народных дружинах в РФ.

На основании данных документов основные усилия народных дружин сосредоточивались на поддержании общественного порядка, пресечении актов хулиганства, пьянства и других антиобщественных проявлений; борьбе с хищениями соц.собственности и правонарушениями несовершеннолетних.

Документы 1974 г. расширяли и систему мер поощрения отличившихся дружинников. Учреждался нагрудный знак "Отличный дружинник", кроме того предоставлялось преимущественное право на получение жилой площади, а также льготной путевки в санаторий или дом отдыха.

За особые заслуги в выполнении своего общественного долга и проявленные при этом мужество и героизм, народные дружинники представлялись к государственным наградам.